Мастер-класс (арт-терапия). Арт-терапия

Торрей и другие исследователи. В научном сообществе сосуществуют противоположные представления о возможности рационального толкования продукта спонтанной изобразительной деятельности. Согласно одним позициям, в силу иррациональной природы творческого вдохновения невозможно логически осмыслить и прочитать рисунок. Психологический принцип проекции обнаруживается в основе всех видов художественного творчества: Причем люди, имеющие более низкие показатели базового доверия, склонны к проекции, прежде всего, депрессивных переживаний. В целом, в любом человеке, как подготовленном, так и неподготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме. Считается даже, что основной механизм изобразительной деятельности — проекция. Иными словами, изобразительный продукт — отражение индивидуально-психологических свойств автора, его мироощущения, характера, самооценки. Маховер, любой детский рисунок является проективным по отношению к внутреннему психическому состоянию личности. Особенности социальных обстоятельств развития, семейной ситуации, эмоциональное и физическое самочувствие, а также другие подобные факторы влияют на построение художественного образа, композицию, использование пространства цвета, символики, характер движений.

Рисуночные тесты в психологии: диагностика, самопознание, релаксация

Введение Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов Л. Репина и других ребёнок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются страхи у детей И.

Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова.

Задание для ребенка: Нарисовать на бумаге свой страх. Интерпретация детского рисунка: страхи у детей (По методике Фрейда.

Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия. Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении.

Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности. Средства защиты от дождя. Зонт, головной убор, плащ и т. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Тест «Рисунок несуществующего животного»

Очень сильный нажим — гиперактивность, иногда агрессивность. Особенности линий Легкие линии — недостаток энергии, скованность. Линии с нажимом — агрессивность, властность, настойчивость, тревожность. Неровный нажим — импульсивность, нестабильность, тревога.

Тест «Нарисуй дом»; Тест «Выбери фигуру»; Тест «О чем говорят каракули » Тест Интерпретация рисунков . Они не любят признавать свои ошибки и менять принятые решения. . Так называемые запачканные контуры фигуры говорят о том, что автор рисунка пребывает в страхе и тревоге.

Опросник для родителей и педагогов Лаврентьева Г. Ему трудно сосредоточиться на чем — то. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован. Часто говорит о напряженных ситуациях. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. Жалуется, что ему снятся страшные сны. У него обычно холодные и влажные руки. У него нередко бывает расстройство стула. Сильно потеет, когда волнуется. Не обладает хорошим аппетитом.

Проективная рисуночная методика

Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия. Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении.

В это время у ребенка появляются страхи перед Бабой Ягой, Серым Рисуя свой страх, выражая тревогу и негативные чувства на.

Данная методика разработана А. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5—9 лет. Для выполнения задания ребенку даются шесть цветных карандашей — синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. Бланк методики представляет собой сложенный пополам книжечкой стандартный лист нелинованной белой бумаги.

Первая страница книжечки остается чистой. Здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах книжечки, располагаемой перед ребенком вертикально, наверху большими буквами написано название каждого рисунка, который предстоит выполнить ребенку, соответственно: Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после того, как все закончили предшествующий.

Сначала нарисуете плохого мальчика или плохую девочку. Будете рисовать тремя карандашами. Выберите эти карандаши и покажите их мне, а оставшиеся три уберите. Необходимо убедиться, что все дети это сделали. Проверить, все ли дети нашли нужную страницу.

/ методики

Такие люди не впадают в восторженное состояние от неожиданности. Им нужны порядок, предсказуемость и последовательность в собственной жизни и в поступках других людей. Одни и те жже мотивы их рисунков повторяются сова и снова, что позволяет предположить: Окружности, связанные друг с другом или вписанные одна в другую, позволяют распознать стремление к присоединению и соучастию.

Проективная методика «мои страхи» (Захаров): После просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. «я не боюсь Бабы -Яги!» рисование:"А теперь нарисуй так, чтобы было видно.

Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования? Какой способ избавления от страха ты выбрал?

Какой этот страх сейчас?

Тест «Мои страхи»

Нежелание рисовать одного из членов семьи Существует множество тестов, чтобы узнать об отношениях в семье. Но стоит помнить, что не все дети будут рассказывать о своих проблемах или волнениях. Интерпретирование детского рисунка может рассказать многое о ребенке и его проблеме. Тест позволяет узнать, какие взаимоотношения внутри семьи. С его помощью психолог может узнать, как ребенок относится к близким.

Искусство интерпретации рисуночных тестов требует знакомства с большим В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут стандартизованную рисуночную методику — тест «Нарисуй человека», . Обычно можно найти как свои достоинства, так и недостатки в каждом из.

Харрис Общая характеристика методики Данная методика направлена на исследование интеллектуального развития детей и подростков от 3 до 15 лет. В ее основе лежит предположение о том, что изобразительная деятельность отражает умственное развитие, поэтому сначала остановимся на основных этапах становления детского рисунка. В первые годы жизни в связи с тем, что моторика и координация ребенка развиты слабо, рисунки носят хаотический характер, фактически ничего не изображают и не означают.

Малыш получает удовольствие от того, что оставляет на листе различные следы. Начиная с трехлетнего возраста рисунок ребенка приобретает предметный характер. Это не означает, что технические навыки резко улучшаются. Теперь за тем же, достаточно примитивным изображением стоит желание нарисовать что-то конкретное. Первые рисунки носят схематичный характер, то есть ребенок демонстрирует определенные графические шаблоны.

Этот период характеризуется так называемым интеллектуальным реализмом: Например, лицо в профиль имеет второй глаз, потому что у человека два глаза, или вторая нога всадника может просматриваться через лошадь. Кроме того, на данной стадии изображения носят непропорциональный характер например, машина может быть выше дома и т. Если на предыдущем этапе ребенок старался изобразить то, что он знает об объекте и в этом смысле рисунок, как точно заметил Л. Выготский, является своеобразным аналогом речи , то в 8—9 лет изображение приобретает большую реалистичность и пластичность.

Тест «Несуществующие животные» — образец интерпретации. Часть 1

Что делает животное на рисунке: Как отличить, какой вариант из двух правильный? С помощью беседы - чем больше информации о жизненной ситуации рисующего Вы соберете, тем полнее будет интерпретация.

Рисунок выходит за лист — страх, (или импульсивность) . Авторская разработка центра - методика работы с бессознательным с помощью.

Первоочередным мероприятием психологического сопровождения в ПТСР является: Если прогноз благоприятный для оказания психологической помощи, то психолог проводит экспресс-диагностику текущего состояния клиента для последующей психологической коррекции. Практическая часть Метод направленного рисунка Рисуночный метод занимает ведущее место в психологической диагностической практике. Рисунок вполне подходит для выявления личностных особенностей человека. Принцип проекции вынесение вовне переживаний, стремлений и представлений позволяет человеку передавать свое отношение и воспринимать специалисту его отношение к событиям, чувствам, поведению.

Направленный рисунок — это рисунок на заданную тему.

Определить характер по РИСУНКУ